Сайт методичного об'єднання вчителів-філологів Слов'янської ЗОШ І-ІІІ ст. № 15

Меню сайту
Категорії розділу
Опыт работы [2]
Уроки [2]
Презентации [2]
Міні-чат
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
Головна » Файли » Мураль О.Є. » Уроки

"Я учу глаголы"
08.01.2014, 10:38
Тема: Наклонение глагола
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели и задачи:
1.Расширение знаний о глаголе.
2.Ознакомление с категорией наклонение.
3.Обучение умению распознавать глаголы в разных наклонениях.
4.Совершенствование навыков анализа – синтеза, сравнение – сопоставление, речевых навыков.
5.Воспитание ответственного отношения к жизни, способности видеть прекрасное в обычном.

Оборудование:  
1.Медиапроектор.
2.Презентация по теме.
3.Выставка справочной литературы.
4.Раздаточный материал.
5.Папки учащихся со справочным материалом.
6.Список класса по рядам для ассистента.
7.Сертификат лучшему ученику.

План урока 

1.Организационный момент.
– Здравствуйте! Сегодня у нас особенный урок, потому что у мы принимаем гостей. Гостям принято показывать себя с лучшей стороны. Нам нужно провести урок так, чтобы гости  убедились, что ученики 7-Б класса – люди творческие, умеющие сотрудничать, стремящиеся к высоким достижениям. 
Объявляется соревнование между рядами. В ходе урока учет активности и качества ответов будет вести лидер класса. Руководить работой рядов будут члены самоуправления класса – министры образования, информации и внутренних дел. В конце урока лучший ряд выберет лучшего ученика, которого ждет приз.
Проверьте наличие необходимых учебных принадлежностей и запишите дату в рабочей тетради.

2. Поэтическое вступление.
Право начать урок предоставляется творческой группе. В их исполнении послушаем стихотворение. 

Я учу глаголы

Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю: наш сосед…
(Он живет под нами)
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы…?!
В. Воскобойников

3. Постановка целей и задач.
– Мальчики настроили нас на учебную работу. Мы продолжаем изучать глагол. Перед нами стоят такие цели и задачи: расширение знаний о глаголе, ознакомление с новой категорией глагола, развитие умения анализировать, делать выводы, выражать свои мысли, воспитание ответственного отношения к жизни, эстетических чувств. Эти цели и задачи поставлены учителем, дополните их, 1-2 своими целями или задачами. Послушаем цели и задачи, поставленные вами. 
С этого момента начинается соревнование рядов. Прежде чем мы начнем расширять знания о глаголе, проверим домашнее задание. 

4. Проверка домашнего задания.
– Представление на доске упр. 94 (1 ¬ряд – 1-2 предл; 2 ряд – 3-4 предл; 3 ряд – 5-6 предл.)
– Блиц-опрос (вопросы поочередно задаются рядам, лидеры рядов определяют отвечающего ученика, ассистент ведет учет).



Вопросы для блиц-опроса
1)Дайте определение спряжения.
2)Назовите местоимение, помогающее определить спряжение.
3)Назовите базовые окончания I спряжения.
4)Назовите базовые окончания II спряжения.
5)Назовите группы сложных для определения спряжения глаголов. 
6)Определите спряжение глагола «смотреть».
7)Продолжите определение: разноспрягаемые – это глаголы …
8)Приведите пример разноспрягаемого глагола.
9)Продолжите: правильно спрягать глаголы нужно для того…

¬¬– Проверка предложений на доске. ¬
– Подведение итогов проверки домашнего задания.
Правильное использование разноспрягаемых глаголов – важный показатель грамотности человека. Жизнь требует использовать глаголы правильно (примеры из современных фильмов).

4. Изучение темы. 
– Слово учителя.
Жизнь – это движение, действия, поступки. Жизнь контролирует поступки человека по-разному, в том числе через слово. Глагол в ряду таких слов занимает важное место.

– Актуализация опорных знаний. 
Запишем предложения. 
Ажь бы ты у своемь слове стоялъ… мы быхомъ не поминали того коня. (ХIV век)
Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. (ХIХ век)
Друзья, подруги очищали берег. (ХХI век) 

Через глаголы в этих предложениях жизнь выражает определенные требования к человеку. Укажите глаголы и требования жизни, выраженные ими. Как соотносятся эти требования с реальной жизнью?
У глаголов есть свой контролер, он называется «наклонение».
Запишем название темы и послушаем сообщения активных участников конкурса «Русский медвежонок», в котором 3-й год подряд участвует более 1/3 учеников вашего класса.

– Лингвистические сообщения учащихся.
 Наклонение – это категория глагола, выражающая отношение действия к действительности с точки зрения говорящего. Так сказано в этимологическом словаре. 

Наклонение – это категория глагола, которая обозначает, насколько реально действие, о котором говорится в предложении. Так пишет «Словарь юного филолога»

Наклонение – это постоянный контролер глаголов. Он показывает, человек действует или собирается действовать по чьему-то побуждению или при определенных условиях. 

Термин «наклонение» появился в начале XVII века. Его ввел ученый Милетий Смотрицкий. Термин обозначал «изложение», «образ», «способ».

В украинском языке и сейчас наклонение называется «спосіб дії». А пришел термин из латинского языка.

Это точный перевод латинского «inclinatio» – наклонение. Образовано от «inclinare» – сгибать, изменять.

– Комментарий учителя.
Таким образом, наклонение показывает место действия в изменяющейся жизни. Запишем определение наклонения, пользуясь слайдом презентации. Слово следующей группе, которая на время перевоплотилась в грамматические термины.

– Лингвистические сообщения учащихся. 
Я – Изъявительное наклонение. На украинском языке меня называют «дійсний спосіб». Мои действия всегда реальны: уж если кто-то говорит «строю, учу, шью», то обязательно это делает. 

Я – Условное наклонение. На украинском языке – «умовний спосіб». Обозначаю желаемое или предполагаемое действие. Поэтому человек, использующий меня, вероятно, с места не сдвинется.

Я – Повелительное наклонение. На украинском языке – «наказовий спосіб». Обозначаю побуждение к действию. А будет человек действовать или нет, мне неизвестно. 

– Комментарий учителя.
Так наклонение контролирует действие. Запишем названия наклонений. 

5. Первичное закрепление.
Вернемся к записанным предложениям. Определим наклонение глаголов. Как видим, наклонение было важным и в ХIV веке, и в ХIХ веке, и важно сейчас.

6.Тренировочные упражнения. Наблюдение над языковыми явлениями.

– Работа с карточками у доски (представители рядов).
– Определение наклонения у глаголов в стихотворении «Лентяйка» (В. Звягина).Задание для класса.*

Карточка №1

Исключите глагол. Выбор обоснуйте.
1.а) налейте; б) возьмите; в) читай; г) создаст; д) продолжи.
2.а) сыграла бы; б) произошло бы; в) спела бы; г) уступили бы; д) возьмите.
3.а) услышь; б) привыкла бы; в) вставай; г) поезжай; д) напои.
4.а) принесли; б) украшает; в) отбрось; г) минул; д) привезешь.
5.а) нарисую; б) встречаю; в) полюблю; г) увидела бы; д) появилась.
6.а) узнала бы; б) показали бы; в) научилась бы; г) прислали бы; д) придумаю.

Карточка №2

Переведите глаголы с украинского языка на русский, записав их парами. Определите наклонение. Сравните значения наклонений в русском и украинском языках.
Готується, врятував би, берімо, пиши.

Карточка №3

Выпишите из текста глаголы повелительного наклонения, выбор обоснуйте.
                          Чемпион по витаминам.
      Возьмите столовую ложку ягод шиповника, промойте, залейте стаканом кипятка и кипятите 10 минут в закрытой посуде. Дайте сутки настояться отвару, и витаминный чай готов. Выпьешь полстакана – и запасёшься бодростью на целый день. Если пить чай регулярно, грипп, ангина и другие болезни не смогут к вам подобраться. А чтобы такой поставщик сил и бодрости был всегда под руками, посадите шиповник у себя вокруг сада, вдоль улицы, при дороге. Он везде будет жить, лишь бы солнце было.  
    
               Текст для работы с классом. «Лентяйка»

                     Проводила бы братишку
                     Я сегодня в детский сад,
                     Да не стоит: он под вечер
                     Всё равно придёт назад.
                      Я сходила бы за хлебом,
                      Чтоб не жаловался дед,
                      Да, по-моему, без хлеба
                      В десять раз вкусней обед.
                      Я могла бы вымыть ложки 
                      И тарелки в шкаф убрать,
                      Но тогда ведь нашей кошке
                      Будет нечего лизать.
                      Я учиться не на тройки,
                      На пятёрки бы могла.
                      Но нельзя – мешают очень 
                      Мне домашние дела.

О каких жизненных требованиях напоминает стихотворение? Выпишите глаголы, определите наклонение.

– Создание проблемной ситуации.
К какому наклонению относятся глаголы «учиться», «убрать», « не жаловался»?
Вывод: в инфинитиве наклонение не определяется; глагол «не жаловался» следует рассматривать вместе с союзом «чтобы». В учебниках по морфологии сказано: условное наклонение может создаваться глаголом и частицей бы, входящей в состав союза чтобы.

7. Самостоятельная работа. Творческое задание.
На слайде представлены глаголы: не привыкайте, удивляйтесь, приглядывайтесь, прислушивайтесь, не повторится. К каким наклонениям относятся данные глаголы? Составьте текст из 4-6 предложений, используя эти глаголы.
Слушание составленных текстов. 

8. Декламация наизусть стихотворения В. Шефнера ( Строки из стихотворения представлены на слайде. Звучит музыка.) 

Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам, 
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье, 
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.
 
– Комментарий учителя.
Вот так через глаголы повелительного наклонения поэт заставляет нас задуматься о важном требовании жизни – ценить её мгновения.

9. Домашнее задание (представлено на раздаточном материале к уроку).

Начальный уровень: выучить правила (из классной работы или по учебнику), упр.104.
Средний уровень: правила, упр.108.
Достаточный и высокий уровень: правила, упр.405(раздаточный материал).

Упр.405.Замените глаголы в будущем времени глаголами  в условном наклонении. Запишите, ставя недостающие знаки препинания.

Будут у ёлочк.. ножки, побежит она по доржк.. запляш..т она вместе с нами застучит она каблучками. Закружатся на ёлочк.. игрушки – разноцветны.. ф..нарики хл..пушки. Завертятся на ёлочк.. флаги из пунц..вой из серебря..ой бумаг.. . Засмеются на ёлочк.. матрёшки и захлопают  от радост.. в ладошки. У ворот постучался Новый год Новый, новый, молодой с золотою бородой.

10. Рефлексия.
Урок завершается. Вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой, определим, достигли ли мы целей и задач. (Обращение к учащимся, мнение 
учителя.)

11. Подведение итогов соревнования рядов, определение лучшего ученика и его награждение сертификатом на дополнительную оценку высокого уровня в теме «Глагол».


Категорія: Уроки | Додав: efremova-marina
Переглядів: 869 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0

Copyright MyCorp © 2017
Створити безкоштовний сайт на uCoz