Сайт методичного об'єднання вчителів-філологів Слов'янської ЗОШ І-ІІІ ст. № 15

Меню сайту
Категорії розділу
Уроки [1]
Міні-чат
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу
Головна » Файли » Дегтярьов В.В. » Уроки

-Н- и -нн- в суффиксах имён прилагательных
04.01.2014, 02:01
Тема урока. -Н- и -нн- в суффиксах имён прилагательных.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-открытие.

Цели урока:
Образовательная: объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
2. Развивающая: развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
3. Воспитывающая: Воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.

Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс», бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока – компьютер, интерактивная доска, ноутбук.

Ход урока
1. Организационный момент
Как вы уже, наверно, поняли, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-… (открытие).

2. Подготовка к изучению нового материала

     1. Словарная работа
Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?
Дома вы выяснили по словарю значение слова «открытие».
Поделитесь с нами своей находкой. Что такое открытие?
Как вы думаете, легко ли сделать открытие?
Какие люди могут сделать открытие?
А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники». Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.

     2. Повторение темы «Способы образования прилагательных».
Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.
Определим способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные:
ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-)
КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-)
ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-)
ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-)
КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-)
КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-)
ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)

Итак, каким способом образованы все эти слова? (суффиксальным)
От слов какой части речи все эти прилагательные образованы?
(от существительных)
Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? (есть Н-НН)
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. 
Какова цель нашего исследования? 

3. Объяснение нового материала

     1. Решение проблемной ситуации
Посмотрите ещё раз на слова. 
Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН?
Для удобства я объединила слова в группы. Посмотрите на эти группы.
(ответы учащихся)

А сейчас посмотрите на следующую группу слов. 
Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного? Как можно назвать эту группу слов? (Исключения)

     2. Знакомство с таблицей
Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. 
А теперь посмотрите на таблицу.
В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали.
Найдите их и сделайте новое открытие.
Почему в этих словах пишется Н? (Н входит в корень)

4. Закрепление нового материала
   1.Обосновать н – нн: навигационное, общественный, коленная, торфяное, орлиный, кожаный, оловянный.
     2. Индивидуальные карточки-перфокарты (2 ученика)
Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей.
Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.

     3. Распределить по колонкам (н – нн):
1. Ледяная фигура
2. Былинный герой
3. Деревянный дом
4. Ржаной хлеб
5. Румяное лицо
6. Авиационный перелёт
7. Мужественный человек
8. Кожаная куртка

     4. Самопроверка 

     5. Песенка – закрепление
-ИН-, -АН-, -ЯН- запомним – 2 р.
Суффиксы простые – 2р.
В них всегда напишем – 2р.
Букву Н одну – 2р.
Ну а две заветных – 2р.
Буквы НН поставим – 2р.
В суффикс –ОНН- - 2р.
И, конечно, -ЕНН-
Если Н в основе – 2р.
А другая – в суффикс – 2р.
Их, конечно, сложим – 2р.
И напишем две – 2р.
А потом проверим – 2р.
Нет ли исключений – 2р.
И ошибок – 2р.
Не допустим?
Нет
Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный, свиной, юный.

     6. Выборочное списывание 
Прочитайте предложения. Из предложений необходимо выписать имена прилагательные, объясняя изученную орфограмму.
Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми. С появлением металла кухо(Н, НН)ые ножи стали делать из стали и железа. Ножи для сервировки стола были серебря(Н,НН)ми или золотыми. Рукоятки ножей украшали драгоце(н,нн)ыми камнями.

5. Домашнее задание
Работа с учеником – есть ли в нем дополнительная информация по данному вопросу?
Составить 4 серии по 5 слов на н – нн.

6. Подведение итогов урока
Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию».

Приложение №1
Дневник учёного-исследователя
______________________________________________________________________
Дата исследования _______________________________________________________
Тема исследования _______________________________________________________
Цель исследования –установить закономерность в написании Н –НН в зависимости от суффиксов_______________________________________________
Лебединый - __________________________________________________________
Кожаный - ____________________________________________________________
Глиняный - ____________________________________________________________
Традиционный - _______________________________________________________
Клюквенный - _________________________________________________________
Каменный - ___________________________________________________________
Осенний - _____________________________________________________________

Выводы: 
1 .Суффиксы с Н –
2. Суффиксы с НН –

Приложение № 2

Закрепление: 4 серии по 5 слов(Н-1; НН-2)

1. Ками…ая, клюкне…ый, орли..ый, традицио…ый, деревя…ый.

2. Пламе…ый, авиацио…ый, эволюцио…ый, кассацио…ая, оловя…ый.

3. Соболи…ый, травя…ой, тыкве…ые, оловя…ый, време…ой.

4. Полотня…ый, письме…ые, кровя…ые, племе…ые, стекля…ый

Категорія: Уроки | Додав: efremova-marina
Переглядів: 346 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0

Copyright MyCorp © 2017
Створити безкоштовний сайт на uCoz