Тема урока. -Н- и -нн- в суффиксах имён прилагательных.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-открытие.
Цели урока: Образовательная: объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных. 2. Развивающая: развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы. 3. Воспитывающая: Воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.
Оборудование: «Дневник учёного», сводная таблица по теме, диск «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 класс», бланки для «цветного диктанта», карточки-перфокарты, техническое оборудование урока – компьютер, интерактивная доска, ноутбук.
Ход урока 1. Организационный момент Как вы уже, наверно, поняли, сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-… (открытие).
2. Подготовка к изучению нового материала
1. Словарная работа Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? Дома вы выяснили по словарю значение слова «открытие». Поделитесь с нами своей находкой. Что такое открытие? Как вы думаете, легко ли сделать открытие? Какие люди могут сделать открытие? А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?
Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. На уроке мы не будем пользоваться учебником и даже в тетрадях писать не будем. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники». Они лежат у вас на столах. Подпишите «дневники». Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число.
2. Повторение темы «Способы образования прилагательных». Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных. Определим способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные: ЛЕБЕДИНЫЙ – ЛЕБЕДЬ (-ИН-) КОЖАНЫЙ – КОЖА (-АН-) ГЛИНЯНЫЙ – ГЛИНА (-ЯН-) ТРАДИЦИОННЫЙ – ТРАДИЦИЯ (-ОНН-) КЛЮКВЕННЫЙ – КЛЮКВА (-ЕНН-) КАМЕННЫЙ – КАМЕНЬ (-Н-) ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ (-Н-)
Итак, каким способом образованы все эти слова? (суффиксальным) От слов какой части речи все эти прилагательные образованы? (от существительных) Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? (есть Н-НН) Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. Какова цель нашего исследования?
3. Объяснение нового материала
1. Решение проблемной ситуации Посмотрите ещё раз на слова. Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? Для удобства я объединила слова в группы. Посмотрите на эти группы. (ответы учащихся)
А сейчас посмотрите на следующую группу слов. Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? Что в них особенного? Как можно назвать эту группу слов? (Исключения)
2. Знакомство с таблицей Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. А теперь посмотрите на таблицу. В ней есть слова, о которых мы пока ничего не сказали. Найдите их и сделайте новое открытие. Почему в этих словах пишется Н? (Н входит в корень)
4. Закрепление нового материала 1.Обосновать н – нн: навигационное, общественный, коленная, торфяное, орлиный, кожаный, оловянный. 2. Индивидуальные карточки-перфокарты (2 ученика) Вставь на месте пропусков Н или НН, пользуясь опорной таблицей. Соловьи___ая песня, соколи___ый взгляд, стекля___ая ваза, глиня___ый горшок, мужестве___ый человек, ветре___ый день, коллекцио___ая марка, дискуссио___ый вопрос, павли___ий хвост, зелё___ый лист.
3. Распределить по колонкам (н – нн): 1. Ледяная фигура 2. Былинный герой 3. Деревянный дом 4. Ржаной хлеб 5. Румяное лицо 6. Авиационный перелёт 7. Мужественный человек 8. Кожаная куртка
4. Самопроверка
5. Песенка – закрепление -ИН-, -АН-, -ЯН- запомним – 2 р. Суффиксы простые – 2р. В них всегда напишем – 2р. Букву Н одну – 2р. Ну а две заветных – 2р. Буквы НН поставим – 2р. В суффикс –ОНН- - 2р. И, конечно, -ЕНН- Если Н в основе – 2р. А другая – в суффикс – 2р. Их, конечно, сложим – 2р. И напишем две – 2р. А потом проверим – 2р. Нет ли исключений – 2р. И ошибок – 2р. Не допустим? Нет Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный, свиной, юный.
6. Выборочное списывание Прочитайте предложения. Из предложений необходимо выписать имена прилагательные, объясняя изученную орфограмму. Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми. С появлением металла кухо(Н, НН)ые ножи стали делать из стали и железа. Ножи для сервировки стола были серебря(Н,НН)ми или золотыми. Рукоятки ножей украшали драгоце(н,нн)ыми камнями.
5. Домашнее задание Работа с учеником – есть ли в нем дополнительная информация по данному вопросу? Составить 4 серии по 5 слов на н – нн.
6. Подведение итогов урока Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию».
Приложение №1 Дневник учёного-исследователя ______________________________________________________________________ Дата исследования _______________________________________________________ Тема исследования _______________________________________________________ Цель исследования –установить закономерность в написании Н –НН в зависимости от суффиксов_______________________________________________ Лебединый - __________________________________________________________ Кожаный - ____________________________________________________________ Глиняный - ____________________________________________________________ Традиционный - _______________________________________________________ Клюквенный - _________________________________________________________ Каменный - ___________________________________________________________ Осенний - _____________________________________________________________
Выводы: 1 .Суффиксы с Н – 2. Суффиксы с НН –
Приложение № 2
Закрепление: 4 серии по 5 слов(Н-1; НН-2)
1. Ками…ая, клюкне…ый, орли..ый, традицио…ый, деревя…ый.
2. Пламе…ый, авиацио…ый, эволюцио…ый, кассацио…ая, оловя…ый.
3. Соболи…ый, травя…ой, тыкве…ые, оловя…ый, време…ой.
4. Полотня…ый, письме…ые, кровя…ые, племе…ые, стекля…ый
|